Приложение Ж*
Яркостные зоны тоннеля в дневном режиме освещения
* Измененная редакция, Изм. N 1.
Ж.1 В дневном режиме для облегчения зрительной адаптации водителей при въезде в тоннель должен быть обеспечен плавный переход от естественного освещения к существенно более низкому искусственному освещению основной части тоннеля, а также обратный переход при выезде из него. С этой целью в тоннеле выделяют четыре яркостные зоны: пороговую переходную, внутреннюю и выездную, а перед въездным порталом - подъездную зону в соответствии с рисунком Ж.1. Яркостный режим и длину каждой зоны назначают с учетом проектной скорости и интенсивности движения транспорта, длины тоннеля, его кривизны в плане и профиле, ориентации въездного портала относительно стран света и условий его обзора.
Ж.2 Значение яркости адаптации в подъездной зоне тоннеля L20 определяется для условий, наихудших с точки зрения переадаптации, то есть для яркого солнечного дня. Для существующего тоннеля (например, при его реконструкции) значение L20 может быть получено путем фотометрирования въездного портала при указанных условиях с помощью яркомера, имеющего 20-градусное поле измерения.
Ж.3 При отсутствии экспериментальных исходных данных для нахождения значения L20 следует пользоваться формулой
где Kc , Kr и Ke - доли площади небосвода, дорожного полотна и окружения портала соответственно в поле адаптации;
Lc , Lr и Le - их средние яркости, ориентировочные значения которых приведены в таблице Ж.1 в зависимости от ориентации въездного портала относительно стран света.
Таблица Ж.1 - Яркость участков поля адаптации
Ж.4 Кривая продольного спада яркости дорожного покрытия переходной зоны Ltr , выраженная в процентах относительно средней яркости дорожного покрытия первой половины пороговой зоны Lth , показанная на рисунке Ж.3, описывается формулой
где d - расстояние вглубь тоннеля от начала переходной зоны, м;
v - скорость движения, км/ч.