Нормативные акты
СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95

7.5.3 Освещение автодорожных тоннелей

09 декабря 2023

7.5.3.1 Транспортные зоны (проезжая часть), служебно-технические и вспомогательные помещения тоннеля должны иметь искусственное рабочее и аварийное освещение, включающее в себя эвакуационное и резервное освещение.

 

7.5.3.2 В зависимости от характера движения (одностороннее или двустороннее в одной трубе) и интенсивности транспортного потока тоннели подразделяются на три класса по освещению в соответствии с таблицей 7.14.

 

Таблица 7.14 - Классификация тоннелей по освещению

При наличии факторов, ухудшающих условия безопасности или комфортности движения в тоннеле (например, боковых въездов и выездов), класс тоннеля может быть повышен на одну ступень, за исключением класса 3.

7.5.3.3 Рабочее освещение транспортной зоны тоннеля должно предусматривать дневной и ночной режимы.

 

7.5.3.4 Для дневного режима в транспортной зоне следует выделять четыре яркостные зоны тоннеля: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную. Кроме того, перед въездным порталом выделяется подъездная зона. Расположение зон тоннеля приведено в приложении Ж.

 

7.5.3.5 Длину пороговой зоны следует принимать равной РБТ, значения которого в зависимости от расчетной скорости движения транспортного потока должны соответствовать указанным в таблице 7.15.

 

Таблица 7.15 - Расстояние безопасного торможения (РБТ)

1. При уклоне продольного профиля дорожного полотна в подъездной зоне 10‰ и более приведенные значения РБТ следует увеличить на 3% при спуске или уменьшить на 2,5% при подъеме на каждые 10‰ уклона к въездному порталу.

 

2. Для промежуточных значений расчетной скорости значения РБТ определяют линейным интерполированием с округлением до целого числа.

7.5.3.6 Продольное распределение яркости дорожного покрытия Lth в первой половине пороговой зоны тоннеля должно быть постоянным, а во второй половине - линейно спадать, достигая к концу этой зоны 40% значения средней яркости Lth в первой половине пороговой зоны.

 

Отношение средней яркости дорожного покрытия Lth в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации L20 , определяемой в соответствии с приложением Ж, должно быть не менее значений, указанных в таблице 7.16.

 

Таблица 7.16 - Нормируемые значения отношения средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации Lth L20

1. Для боковых въездов в тоннель при РБТ менее 55 м применяют норму Lth L20 = 1,5%.

 

2. Для промежуточных значений РБТ значения Lth L20 определяют линейным интерполированием с округлением до одного знака после запятой.

В тоннелях, имеющих при въезде участки с открытыми проемами в стенах или солнцезащитные экраны перед въездным порталом, пороговая зона отсчитывается от начала этих участков. В этом случае распределение яркости в пороговой зоне определяется с учетом действия дневного света и должно иметь характер такой же, как и при искусственном освещении.

 

7.5.3.7 Яркость дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны коротких тоннелей относительно нормируемой яркости длинных тоннелей определяется согласно таблице 7.17.

 

Таблица 7.17 - Освещение коротких тоннелей в дневном режиме

7.5.3.8 В переходной зоне тоннеля продольное распределение яркости дорожного покрытия Ltr при удалении от пороговой зоны должно носить плавно спадающий характер. Отношение яркости Ltr в каждой точке переходной зоны к средней яркости Lth в первой половине пороговой зоны должно быть не менее соответствующих значений стандартной кривой спада относительной яркости в переходной зоне Ltr Lth , приведенной в приложении Ж.

 

Допускается ступенчатый спад относительной яркости Ltr Lth , при котором каждая ступень отношения Ltr Lth должна быть не ниже стандартной кривой спада относительной яркости переходной зоны, а перепад яркости при переходе от одной ступени к следующей не должен превышать отношения 3:1. Пример ступенчатого спада яркости показан на рисунке Ж.3 приложения Ж.

 

Конец переходной зоны определяют в месте, где значение яркости переходной зоны тоннеля Ltr

спадает до троекратного значения средней яркости внутренней зоны тоннеля Lin .

 

Для дополнительного комфорта водителя в случае ступенчатого спада яркости рекомендуется увеличивать длину переходной зоны на расстояние, проезжаемое транспортным средством с проектной скоростью за время 1-2 с.

 

7.5.3.9 В тоннелях с двусторонним движением в одной трубе пороговую и переходную зоны следует устраивать со стороны каждого портала.

 

7.5.3.10 Следует предусматривать автоматическое регулирование дневного режима освещения пороговой и переходной зон тоннеля в зависимости от яркости адаптации в подъездной зоне L20 в данный момент времени, обеспечивая при этом нормируемое значение отношения Lth L20 в соответствии с таблицей 7.17.

 

7.5.3.11 Во внутренней зоне тоннеля нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия Lin должны соответствовать данным таблицы 7.18.

 

Таблица 7.18 - Нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия внутренней зоны Lin

Для промежуточных значений РБТ значения Lin определяют линейным интерполированием с округлением до одного знака после запятой.

7.5.3.12 Для тоннелей класса 3 следует начиная с РБТ перед выездным порталом устраивать выездную зону, в которой яркость дорожного покрытия выездной зоны тоннеля Lex растет линейно, достигая за 20 м до выездного портала пятикратного значения средней яркости внутренней зоны тоннеля Lin . Для тоннелей классов 1 и 2 выездную зону допускается не устраивать.

 

7.5.3.13 Ночной режим освещения следует предусматривать независимо от длины тоннеля. При этом средняя яркость дорожного покрытия по всей длине тоннеля должна быть постоянна и не менее средней яркости участков улицы или дороги, примыкающих к въездному и выездному порталам. Средняя яркость дорожного покрытия тоннелей должна быть не менее:

 

- 0,80 кд/м2 - для тоннелей класса 1;

 

- 1,00 кд/м2 - для тоннелей класса 2;

 

- 2,00 кд/м2 - для тоннелей класса 3.

 

Допускается на участке перед въездным порталом длиной, равной РБТ, повышать среднюю яркость дорожного покрытия не более чем на 30% по сравнению с соответствующей средней яркостью покрытия улицы или дороги, ведущей к тоннелю, не превышая при этом среднюю яркость дорожного покрытия в тоннеле.

 

При наличии примыкающего к въездному порталу участка, перекрытого солнцезащитным экраном, ночной режим освещения этого участка должен быть аналогичен режиму, принятому для всего тоннеля.

 

7.5.3.14 Переключение освещения с ночного режима на дневной и обратно следует проводить при повышении или спаде естественной горизонтальной освещенности соответственно вблизи въездного портала до 100 лк.

 

7.5.3.15 Во всех яркостных зонах отношение средней яркости нижней части стен тоннеля до уровня 2 м над покрытием дороги к средней яркости дорожного покрытия ближайшей к стене полосы движения должно быть не менее 0,25 для тоннелей класса 1 и не менее 0,60 для классов 2 и 3.

 

7.5.3.16 На участках с постоянной яркостью дорожного покрытия (первая половина пороговой зоны и целиком внутренняя в дневном режиме, а также весь тоннель в ночном режиме) должны быть обеспечены значения показателей общей U0 и продольной Ul равномерности яркости дорожного покрытия в соответствии с таблицей 7.19.

 

Таблица 7.19 - Нормируемые значения показателей равномерности яркости дорожного покрытия

Для тех же участков отношение минимальной яркости к средней на нижней части стены (до 2 м над дорожным покрытием) должно быть не менее 0,35.

 

7.5.3.17 Пороговое приращение яркости TI за счет слепящего действия светильников для пороговой и внутренней зон тоннеля в дневном режиме и всего тоннеля в ночном режиме не должно превышать 15%.

 

7.5.3.18 Для предотвращения фликер-эффекта во внутренней зоне в дневном режиме и по всей длине тоннеля в ночном режиме при продолжительности проезда по таким участкам более 20 с с проектной скоростью шаг светильников в ряду должен лежать вне диапазонов значений, приведенных в таблице 7.20.

 

Таблица 7.20 - Интервалы шага светильников, при которых возникает фликер-эффект в тоннеле

7.5.3.19 При использовании светильников с натриевыми лампами расстояние между светильниками и желтыми сигнальными огнями (светофорами) должно быть не менее 1 м по горизонтали в плоскости, перпендикулярной направлению движения.

 

7.5.3.20 Для рабочего освещения транспортной зоны следует применять специальные тоннельные светильники со светораспределением, соответствующим выбранной системе освещения тоннеля.

 

Для пороговой и переходной зон целесообразно использовать систему встречного освещения, для внутренней и выездной зон, а также во всем тоннеле в ночном режиме - систему симметричного освещения.

 

7.5.3.21 Светильники наиболее целесообразно располагать на потолке над проезжей частью в один или несколько рядов в зависимости от ее ширины и нормируемой средней яркости дорожного покрытия и стен. Габариты светильников по высоте не должны выходить за установленные для данного тоннеля пределы. Для тоннелей с числом полос движения не более двух допускается боковое размещение светильников (в верхней части стен или в углах между стеной и потолком). При размещении на стенах высота установки светильников должна быть не менее 4 м относительно покрытия дороги.

 

7.5.3.22 Аварийное освещение тоннелей следует проектировать в соответствии с 7.7.1-7.7.7.

 

7.5.3.23 При проектировании рабочего и аварийного освещения притоннельных сооружений, служебно-технических и вспомогательных помещений тоннеля (диспетчерские, вентиляционные камеры и др.) следует руководствоваться общими требованиями к освещению производственных помещений.

 

Данная информация предоставлена в ознакомительных целях и не является официальным источником.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЭКСПЕРТА БЕСПЛАТНО

Рекомендуем

Перепланировка 27 декабря 2023
239 просмотров
17 минут на чтение
Кухня-столовая без дверей и перегородок в Петроградском районе
Перепланировка 02 мая 2024
68 просмотров
9 минут на чтение
Реставрация с умом: перепланировка в исторических зданиях и её особенности
Электроснабжение 08 сентября 2023
168 просмотров
4 минуты на чтение
Монтажные работы и пломбировка прибора учета электрической энергии
Перепланировка 06 мая 2024
77 просмотров
6 минут на чтение
Перепланировка квартир для семей с детьми: особенности и практические советы
Перепланировка 01 апреля 2024
197 просмотров
10 минут на чтение
Жилищный кодекс РФ 1 апреля 2024. Новые правила перепланировки
Полезное 21 июня 2023
165 просмотров
7 минут на чтение
Выписка ЕГРН как исправить в ней ошибку?
Перепланировка 17 октября 2022
253 просмотров
18 минут на чтение
Перепланировка квартиры
Перепланировка 30 ноября 2023
371 просмотров
10 минут на чтение
Разделить одну комнату на две отдельные с глухой перегородкой